Получение свидетельства о смерти в МФЦ


После утраты родственника его семье приходится не только организовывать похороны, но и оформлять соответствующие случаю документы. Свидетельство о регистрации смерти используют для процедуры похорон, вхождения в права наследства, зачисления государственных либо социальных пособий и пенсий. Заказать документ можно через МФЦ — в перечень услуг центра входит оформление свидетельств о смерти.
свидетельство

Основания для регистрации смерти


Основной государственный орган, занимающийся выдачей посмертных справок, — орган записи актов гражданских состояний (ЗАГСа) по месту прописки усопшего. Удобная регистрация и отсутствие очередей для обратившихся граждан за данной услугой доступны в многофункциональном центре через отделение «Мои документы». Чтобы доказать факт кончины, потребуется передать один из следующих видов оснований:

  • справку из медучреждения государственного или частного характера (поликлиника, больница); медицинские организации оформляют ее в соответствии с Федеральным Законом № 50 от 20102 года;
  • судебное решение, который подтверждает, что гражданин умер (собственная или насильственная);
  • справку от государственных специальных инстанций, подтверждающую гибель по причине политических репрессий, государственного задания и т.п.
Документальные основания позволяют по закону признать человека умершим.

Кто может получить свидетельство о смерти

Акт о регистрации смерти имеют право получить родственники покойного или опекуны. Практически оформлением всех бумаг для похорон занимаются близкие родственники, вступающие в наследство. В ряде исключений свидетельство о смерти могут оформить не родственники, а инстанция, где работал гражданин. Например, если требуется вынести судебное решение о гибели для политических послов, корреспондентов горячих точек, военных и т.п.

Чужой человек для усопшего имеет право получить акт, если родственник-заявитель также умер, не дождавшись регистрации. Заниматься оформлением акта могут наследники согласно завещательному распоряжению, которые не являются родственниками.

Обратиться в МФЦ за регистрацией могут следующие категории граждан:

  • супруг/супруга покойного лица;
  • члены семьи либо законный представитель/опекун;
  • лицо, которое присутствовало в момент кончины гражданина, либо имеющее информацию о наступлении гибели;
  • уполномоченный представитель либо доверенное лицо вышеуказанных граждан, если они не могут самостоятельно оформить свидетельство о смерти. На практике таким лицом выступает ритуальный агент.

За свидетельством о смерти может обратиться физическое лицо любого гражданства, если умерший — гражданин РФ. Если заявителем выступает юридическое лицо или государственное ведомство (например, ОВД, органы социального обслуживания, медицинские учреждения, воинские части и их подразделения, следственные органы и т.д.), то многофункциональный центр по своей базе не рассматривает их обращения.

Как получить свидетельство о смерти в МФЦ: пошаговая инструкция

Согласно Федеральному Закону № 143 заявление подается в течение 3-х суток с момента фиксирования смерти. Документ, который удостоверяет личность усопшего, передают в отделение ЗАГСа по месту прописки умершего, после чего паспорт перенаправляют в местное подразделение МВД по контролю и надзору миграции.

Избежать данных процедур можно, обратившись сразу в МФЦ. Для получения свидетельства о смерти необходимо выполнить такие действия:

  1. Записаться в отделение МФЦ по месту прописки усопшего на прием, посетив отделение лично либо созвонившись по номеру горячей линии на официальном сайте.
  2. Получить талон на посещение заранее (например, талон в электронную очередь) либо по факту прибытия в терминале отделения и заняться подготовкой необходимых справок и документов.
  3. Посетить к назначенному времени отдел многофункционального центра.
  4. Заполнить бланки заявлений для регистрации смерти и получения свидетельствующего акта.
  5. Передать бланк-заявление и пакет документации сотруднику центра.
  6. Сотрудник проверяет правильность заполненных бумаг и наличие их в полном объеме. После заявителю дают расписку, в которой помечают примерную дату исполнения.
  7. В назначенное время прибыть и получить готовое свидетельство и справку по форме № 33, которая содержит государственный регистрационный номер.

В многофункциональном центре, помимо свидетельств, дополнительно выдают справку о смерти. Она необходима тем, кто получает пособие, предназначенное на погребение.

Какие документы нужны в МФЦ

Пакет документации, регистрирующей смерть, для МФЦ по месту жительства предоставляют в течение 3-х дней с момента гибели. Также можно подать документы не по месту прописки, а в городе, где нашли тело или расположено медицинское учреждение, выдавшее заключение. Для регистрации понадобятся следующие бумаги:

  • паспорт заявителя;
  • заявление на регистрацию, заполненное в установленной форме № 21;
  • основание, подтверждение факта смерти для ее регистрации (медицинское заключение, судебное решение, справка и т.п.);
  • паспорт усопшего (при наличии).

Паспорта после смерти граждан передаются в подразделение МВД, возврату и использованию не подлежат. Приносить для регистрации возможно оригиналы, все необходимые ксерокопии сделает сотрудник МФЦ бесплатно. При отсутствии документа-основания из суда или медицинской организации используют бумаги, подтверждающие родственные связи, и регистрационные документы по прописке от родственников, законных опекунов, супругов.

Срок предоставления услуги в МФЦ

Срок оказания услуги по регистрации и выдачи свидетельств о смерти в многофункциональном центре составляет не более 2 рабочих дней. Дополнительно может понадобиться 1 день на пересылку пакета документов из отделения МФЦ в ЗАГС.

Стоимость услуги в МФЦ

За оказание услуги государственной регистрации смерти в многофункциональном центре плата не взимается, услуга оказывается гражданам бесплатно.

Восстановление свидетельства о смерти через МФЦ

Для восстановления свидетельствующих о смерти справок записываются на прием в отдел МФЦ и предоставляют аналогичные бумаги, как и для регистрации. Сотрудник центра по базе восстановит документ и сделает ксерокопию или дубликат. На руки заявитель получит заверенное свидетельство из ЗАГСа.

В каких случаях может быть отказ

В приеме документации сотрудник МФЦ может отказать гражданину по следующим причинам:

  • в неполном объеме собран пакет документов;
  • бланк-заявления заполнен с ошибками (исправляется на месте);
  • документы содержат неверные сведения.

В некоторых случаях сотрудник центра отказывает в выдаче акта свидетельства при полном отсутствии бумаг от заявителя, если отсутствуют основания для выдачи либо заявление подает лицо, незнакомое усопшему.

Отказать могут не только в выдаче оригинала свидетельства о смерти, но и при запросе дубликата:

  • если дубликат запрашивается лицом, не относящимся к категории заявителей;
  • не были предоставлены полномочия, обязывающие сотрудника выдать дубликат;
  • предоставленный пакет документации не соответствует требованиям, собран не в полном объеме, содержит недостоверные сведения.

Полученный отказ гражданин имеет право обжаловать в суде.

Как получить копию свидетельства о смерти

Копию граждане могут получить в отделении МФЦ, ЗАГСА или через нотариальную контору. Необходимо посетить отделения лично и предоставить:

  • удостоверение личности;
  • документ, подтверждающий родство с усопшим.

Данные учреждения, если им предоставить основания выдачи акта смерти, сделают ксерокопию хранящегося у них оригинала, заверят печатью и выдадут обратившемуся.

Заключение

Большинство граждан при оформлении похоронной документации интересует вопрос, можно ли получить свидетельство о смерти в МФЦ. Отделение бесплатно окажет услуги документальной регистрации и выдаст справку и свидетельство заявителю.
Похожие публикации о услугах:

Справочник услуг в МФЦ
Добавить комментарий