Приватизация квартиры через МФЦ


Многофункциональные центры предоставляют множество государственных услуг, упрощающих жизнь населению страны, включая помощь в подаче заявления о приватизации квартиры. В данной статье разъясняется необходимый порядок действий для подачи такого заявления и последующие шаги в случае успешного оказания услуги или отказа в ее предоставлении.
В разных регионах требования уполномоченных организаций могут незначительно отличаться, поэтому спорные вопросы необходимо уточнять у представителей центра.

privatizaciya

Приватизация квартиры и кто имеет право оформить

Процесс переоформления из собственности государства/муниципалитета в личную собственность квартиры является Приватизация. В результате этой процедуры квартира переходит в собственность всем, кто имеет регистрацию в ней и проживает.

Закон №1541-1 от 04.07.1991 г. позволяет квартиросъемщикам, имеющим российское гражданство, бесплатно приватизировать жилье, и большинство их уже воспользовались этим правом. По оценкам экспертов, от 75 до 85 процентов недвижимости, теоретически подлежащей приватизации, уже приватизировано, и количество приватизированного жилья продолжает расти. Несколько раз крайний срок откладывался, и в 2017 году по инициативе президента РФ Владимира Путина Госдума приняла закон, продлевающий приватизацию до бессрочной.

Гарантированное законом право на перевод квартиры в личную собственность квартиросъемщик может реализовать только однажды, однако, есть исключение: при участии несовершеннолетнего гражданина по инициативе его родителей или законных представителей, после достижения им дееспособности и совершеннолетия, он может еще раз принять участие в программе уже самостоятельно.

Оформить в собственность можно не любое жилье, а только принадлежащее государству или муниципалитету, и в котором гражданин официально зарегистрирован. Также нельзя перевести в частную собственность квартиры в домах, которые признаны ветхими и аварийными, квартиры в военных городках, жилплощадь в общежитиях, недвижимость, которая является ведомственным или служебным.

Способы приватизации квартиры

Существует несколько способов подачи необходимых документов для приватизации квартиры:

  1. Лично явиться в Администрацию муниципального образования.
  2. Воспользоваться интернет-сайтом Администрации, если на сайте предусмотрена подобная услуга. Уточнять ее наличие нужно непосредственно на соответствующем городском интернет-ресурсе.
  3. Явиться в какой-либо из ближайших МФЦ и воспользоваться для написания и подачи заявления на приватизацию помощью его сотрудников.
К сожалению, упрощающий взаимодействие с государственными службами и ведомствами сервис Госуслуги на момент осени 2018 года не позволяет подать заявление онлайн, поэтому универсального способа сделать это онлайн на всей территории Российской Федерации не существует. Однако, в некоторых городах это можно сделать при помощи сайта городской администрации. Например, подача заявления таким способом доступна в Москве и Санкт-Петербурге.

В городах и территориальных образованиях, где подобная возможность недоступна, можно обратиться к услугам МФЦ по следующему алгоритму:

  1. Необходимо выбрать один из ближайших МФЦ, воспользовавшись каталогом отделений на нашем сайте или поисковыми системами. Перед личным визитом в многофункциональный центр рекомендуем уточнить по телефону, действительно ли оказывается в данном отделении МФЦ эта услуга. Если оператор подтвердит, что услуга доступна, можно приступать к следующему шагу – подготовке документов.
  2. Список требуемых для заполнения заявления документов в каждом регионе желательно также заранее уточнять на соответствующих сайтах и у операторов МФЦ посредством телефонного звонка, чтобы не пришлось посещать центр несколько раз. Лица старше 14 лет, которые имеют регистрацию в квартире и имеют право на оформление её в собственность, должны лично явиться в МФЦ. В том числе и те, кто желает заявить об отказе от приватизации. С собой следует взять паспорт, а для детей младше 14 лет – понадобится свидетельство о рождении. Если МФЦ посещает законный представитель гражданина, то у него должен быть доверенность, заверенная нотариусом.
  3. В отделении МФЦ следует обратиться к одному из сотрудников и попросить помощи в заполнении заявления. После подачи заявления о одобрении или отказе от нее работником МФЦ выдается расписка о получении.
  4. В установленный законом срок или после получения уведомления следует повторно прийти в центр для получения договора о передаче жилья собственнику.

На следующем этапе нужно оформить собственность в Росреестре. Большинство МФЦ предоставляют подобную услугу.

Какие требуются документы для приватизации квартиры через МФЦ

Перечень необходимых документов утвержден федеральным и региональным законодательством. Он будет приведен ниже в данной статье, однако, рекомендуется уточнять детали у операторов регионального МФЦ посредством телефонного звонка, поскольку в разных регионах страны могут быть отличия в требованиях по той причине, что за них отвечают различные организации.

Важно помнить, что несовершеннолетние и недееспособные граждане, у которых есть регистрация в квартире, также могут сделать приватизацию. Однако каждый житель страны может отказаться от данного права, письменно зафиксировав свой отказ.

Для приватизации недвижимости нужно предоставить: (в разных регионах России список может отличаться)

  • Ордер на жилье или договор на право пользования им (социального найма)
  • Паспорта всех зарегистрированных в квартире граждан. На всех детей младше этого возраста следует предоставить свидетельства о рождении.
  • Заявление от гражданина о переоформлении в собственность жилого помещения в порядке приватизации. Специалисты многофункционального центра могут помочь с его заполнением. Если же заявление подается онлайн, то его можно заполнить самостоятельно в электронном виде, воспользовавшись находящимися в свободном доступе образцами.
  • Справка о регистрации
  • Если гражданин с 1991 года менял место своего проживания, следует уточнить по телефону, нужна ли справка о временной или постоянной регистрации по этим адресам или документ, который докажет, что гражданин еще не использовал свое право на приватизацию.
  • В частных случаях (отсутствие в Росреестре информации о жилье или если жилое помещение подвергалось не узаконенным изменениям конфигурации/перепланировкам) могут быть необходимы также кадастровый или технический паспорта на жилье.

В отдельных случаях могут быть затребованы и дополнительные бумаги. Важно заранее уточнять у специалистов МФЦ актуальность собираемого пакета бумаг, поскольку он может частично отличаться в зависимости от конкретной ситуации.

Как быстро происходит приватизация квартиры

По закону крайний срок оказания услуги – до 60 суток. В итоге гражданам должен быть предоставлен документ, оформленный в виде договора и передающий жилье в их владение, или обоснованный отказ. В отдельных случаях процедура приостанавливается, но ее приостановка не может превышать 30 суток. В большинстве случаев, такое случается, если были предоставлены не все бумаги.

Сколько стоит процедура приватизации квартиры

Сама процедура бесплатна, это гарантируется вышеупомянутым законом. Однако, могут возникнуть незначительные сопутствующие траты, связанные с подготовкой документов, и, в дальнейшем, оплатой госпошлины.

Что делать после получения договора о приватизации?

После того, как договор получен и подписан, следующий этап – регистрация права собственности в Росреестре. Как правило, данная услуга также оказывается в МФЦ, поэтому следует заранее спросить у сотрудников многофункционального центра о порядке процедуры и необходимых документах. Также потребуется оплатить государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Могут ли отказать в приватизации квартиры

Решение об отказе может быть вынесено, если собраны не все требуемые документы, если гражданин уже однажды реализовал свое право на приватизацию, и по другим причинам, например, если жилье является частью жилого фонда, который не подлежит программе приватизации. Какую именно жилплощадь нельзя оформить в собственность, описано в начале данной статьи.

Можно ли обжаловать отказ в приватизации квартиры

Незаконный отказ можно обжаловать в судебном порядке. Чтобы удостовериться в незаконности отказа, и в дальнейшем оформить иск, рекомендуется воспользоваться услугами квалифицированного юриста, специализирующимся на данной области права.
Похожие публикации о услугах:

Справочник услуг в МФЦ
Комментарии: 1
  1. yung_opie

    Какое жилье нельзя приватизировать? То, которое НЕ находится в государственной или муниципальной собственности, аварийное, комнаты в общежитиях, служебное (ведомственное) жилье, квартиры в военных городках.

Добавить комментарий